Чаплыгин Сергей Алексеевич

Герой Соц.Труда
Чаплыгин Сергей Алексеевич - советский учёный в области теоретической механики и гидроаэродинамики, академик Академии Наук СССР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Родился 24 марта (5 апреля) 1869 года в городе Раненбурге, ныне город Чаплыгин Рязанской области. Русский. Отец будущего ученого служил продавцом в лавке. После его кончины в 1871 году мать с тремя детьми переехала в Воронеж.Окончив в 1886 году Воронежскую гимназию с золотой медалью, Сергей поступил на физико-математический факультет Московского университета. Во время учебы Чаплыгин начинает свой первый научный труд по гидродинамике "О движении тяжелых тел в несжимаемой жидкости". Это исследование было представлено в 1890 году Чаплыгиным в качестве дипломной работы. После его успешной защиты по рекомендации Н.Е.Жуковского Чаплыгин был оставлен в университете для подготовки к профессорскому званию. В 1894 году он становится приват-доцентом Московского университета.Первые труды ученого, созданные под влиянием Жуковского (1894—97), относятся к области гидромеханики. В них он дал геометрическую интерпретацию законов движения твёрдых тел в жидкости, открытых в ряде исследований русских и иностранных учёных. В 1898 году защитил магистерскую диссертацию с научной работой "О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости". В 1903 году защитил докторскую диссертацию "О газовых струях", в которой был предложен метод исследований струйных движений газа при любых дозвуковых скоростях. Эта работа положила начало новой отрасли механики - газовой динамике, сыгравшей в дальнейшем огромную роль в развитии авиации.С 1893 года преподавал физику в женских средних учебных заведениях, в Московском высшем техническом училище и Московском инженерном училище. С 1901 года - профессор механики на Московских высших женских курсах, с 1903 года - профессор Московского университета по кафедре прикладной математики. В 1905 - 1918 годах - директор Московских высших женских курсов. В 1911 году Чаплыгин покинул Московский университет вместе с большой группой профессоров в знак протеста против действий министра просвещения Кассо.В этот период времени Чаплыгиным написаны учебники "Механика системы" (1905-1907) и "Пропедевтический курс механики" (1915). В 1895 году он делает доклад "О движении газа с образованием разрыва" на заседании Московского математического общества. В этой работе он показал, что тело, движущееся в потоке воздуха, испытывает аэродинамическое сопротивление, при этом для скоростей движения не выше 100 м/с, аэродинамическое сопротивление пропорционально квадрату скорости. Если скорость приближается к скорости звука, то для нахождения сопротивления необходимо решить дифференциальное уравнение, которое вывел ученый и которое называется уравнением Чаплыгина.За серию научных исследований в области механики Чаплыгин в 1900 году награжден золотой медалью Петербургской академии наук.В 1910 году ученый выступил на заседании Московского математического общества с докладом, в котором показал, как можно подсчитать циркуляцию при обтекании крыла потоком воздуха. Эта работа имела огромное практическое значение для только начавшей зарождаться авиации. В 1914 году выполнил исследование "Теория решетчатого крыла". В нем Чаплыгин определил, что крыло в виде жалюзи обладает большей подъемной силой и более устойчиво в полете, чем сплошное крыло такого же размера. В этой фундаментальной работе Чаплыгин заложил основы теории обтекания решёток циркуляционным потоком, явившейся базой для расчёта винтов, турбин и других гидравлических машин.Сергей Алексеевич Чаплыгин принял Октябрьскую революцию и сознательно посвятил свою дальнейшую жизнь развитию отечественной науки. В годы Гражданской войны профессор Чаплыгин работал в Комиссии по артиллерийским опытам при Главном артиллерийском управлении РККА (Косартоп) и в Научно-экспериментальном институте путей сообщения. В 1917 – 1922 годах вновь был профессором Московского университета, но оставил его для концентрации на научной работе.В 1918 году в Москве организуется Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Чаплыгин был одним из его ведущих научных сотрудников. В 1921 году, после кончины основателя и первого руководителя ЦАГИ Н.Е.Жуковского Чаплыгин становится главным научным руководителем и председателем коллегии ЦАГИ (1921 – 1930). В 1928 - 1931 годах - директор (начальник) ЦАГИ.В это время им написаны исследования: "К общей теории крыла моноплана" (1920), "Схематическая теория разрезного крыла" (1921), "О влиянии плоскопараллельного потока воздуха на движущееся в нем цилиндрическое крыло" (1926), "К теории открылка и закрылка" (1931). В работе "Схематическая теория разрезного крыла" (1921) он продолжает проблему составного крыла и указывает, как можно улучшить аэродинамические качества крыла, увеличить его подъемную силу.Труды Чаплыгина явились основой для решения задач о дозвуковых течениях и позволили разрешить основные проблемы, связанные с работой крыла при больших дозвуковых скоростях, и другие проблемы современной аэродинамики. Он решил ряд сложных задач аэромеханики и авиации, которые во многом способствовали развитию теории устойчивости крыла самолёта в полёте. Им впервые были выведены формулы для неустановившегося движения крыла — на взлёте и посадке, что имело большое значение для практической аэродинамики.За выдающиеся научные достижения в 1926 году Чаплыгин был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а 12 января 1929 года – академиком АН СССР. С 1933 года был председателем группы техники АН СССР, с 1937 – председатель комиссии по гидромеханике и аэродинамике АН СССР.В тридцатых годах работы ученого приобретают более прикладной характер. В 1931 – 1941 годах он руководил созданием крупнейших аэрогидродинамических лабораторий ЦАГИ. В начале 30-х годов под руководством Чаплыгина и его ученика М. В. Келдыша проводились исследования по теории флаттера, использованные позже при конструировании скоростных самолётов. С 1940 академик Чаплыгин являлся председателем проблемной комиссии ЦАГИ по газовой динамике.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1941 года «за выдающиеся научные достижения в области аэродинамики, открывшие широкие возможности для серьезного повышения скоростей боевых самолетов" и в день 50-летнего юбилея научной деятельности академику Сергею Алексеевичу Чаплыгину присвоено звание Героя Социалистического Труда. С.А.Чаплыгин стал первым отечественным ученым - Героем Социалистического Труда.Во время Великой Отечественной войны исследования Чаплыгина по теории дифференциальных уравнений («Чаплыгинский метод»), работы по изучению сжимаемости воздуха, разработанные им совершенные формы ряда элементов самолётов и серии профилей крыла позволили значительно повысить боевые качества советских самолётов.В октябре 1941 года вместе с институтом Чаплыгин уехал в эвакуацию в Новосибирск. До последних дней своей жизни ученый продолжал трудиться в интересах сражающейся Родины. Сергей Алексеевич Чаплыгин умер в Новосибирске 8 октября 1942 года от внезапного кровоизлияния в мозг. Похоронен в Новосибирске, на территории Сибирского научно-исследовательского института авиации, носящего его имя.
Награждён двумя орденами Ленина (1933, 1941), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1928, 1931). Лауреат премии им. H. E. Жуковского (1925).
В честь великого ученого в 1948 году город Раненбург переименован в город Чаплыгин (Рязанская область). Академия Наук СССР учредила премию имени С.А.Чаплыгина «За лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики» (1942). В Москве установлен бюст учёного, а в Москве и Новосибирске на домах, в которых он жил - мемориальные доски. Имя С.А.Чаплыгина носят улицы в городах Москва, Новосибирск, Жуковский и Железнодорожный (оба - в Московской области), аэродинамическая лаборатория ЦАГИ, Сибирский научно-исследовательский институт авиации (в Новосибирске), кратер на обратной стороне Луны. В Москве был мемориальный музей-квартира С.А.Чаплыгина (в настоящее время закрыт).