РАЧУК Владимир Сергеевич

Генеральный конструктор - генеральный директор конструкторского бюро химавтоматики (КБХА), Заслуженный конструктор Российской Федерации, лауреат Государственной премии и премии Правительства Российской Федерации, доктор технических наук, профессор
Родился 11 июля 1936 года в Перми, в семье служащих. Отец - Рачук Сергей Алексеевич (1911-1980). Мать - Рачук Вера Константиновна (1913-1999). Супруга - Рачук Валентина Ивановна (1942 г. рожд.), экономист. Сын - Рачук Сергей Владимирович (1964 г. рожд.), офицер-подводник. Дочери: Нелли (1967 г. рожд.), филолог; Ольга (1984 г. рожд.), студентка. Внук - Алексей (1995 г. рожд.), школьник. Внучка - Алина (2001 г. рожд.).
Главным делом своей жизни он называет создание кислородно-водородного жидкостного ракетного двигателя (КВ ЖРД). Этому детищу отдано много лет работы. Кропотливой и творческой, сложной и напряженной, наполняющей бытие творческим созиданием, а порой опустошающей, несущей радость открытий и горечь поражений. Одним словом - любимой. По-иному этот человек жить не умеет. Наш герой из знаменитой плеяды "шестидесятников", которым любое дело было по плечу! Он состоялся. Как руководитель, как ученый, как человек, товарищ и семьянин. Наверное, это большая редкость и большая удача в наше непростое время.
Сегодня продукция Конструкторского бюро химической автоматики, которым многие годы руководит Владимир Сергеевич Рачук, широко известна у нас в стране и далеко за ее пределами - его ракетные двигатели давно и прочно зарекомендовали себя, а КБ по праву входит в пятерку ведущих предприятий мира этой отрасли.
В 1936 году, когда Володя появился на свет, его родители жили в Перми, но спустя 8 лет семья переехала в Воронеж, который только что избавился от оккупации немецких войск. Окончив в 1954 году десятилетку, Владимир стал перед выбором жизненного пути. В юности его манило небо, но авиационный институт был далеко, а строительный - рядом. Да и отцу, связавшему со строительством всю трудовую жизнь, хотелось, чтобы сын пошел по этой стезе. Владимир поступил в Воронежский инженерно-строительный институт. В 1959 году дипломированный специалист был распределен на строительство Назаровской ГРЭС под Красноярском. В таежной глубинке и началась трудовая вахта молодого мастера участка. Эти годы запомнились неиссякаемым энтузиазмом и первым житейским опытом. Работа секретарем комитета комсомола Комсомольской ударной стройки отнимала все свободное время, но она была по душе, тем более что помогла познакомиться с очаровательной девушкой из Донбасса - Валентиной. Она и стала путеводной звездой всей жизни Владимира.
Начало 1960-х годов стало зарей космической эры. Полет первого спутника и знаменитый виток вокруг планеты Юрия Гагарина во многом изменили сознание современников. Наша страна первой ступила на космический Олимп, и вся молодежь мечтала быть в числе первопроходцев. Вот и Владимир нет-нет да и возвращался в мыслях к юношеской мечте. Быть может, небо - его призвание?
В 1963 году прораб строительного управления Владимир Рачук вернулся в Воронеж с целью получить второе образование уже по специальности, связанной с созданием ракетно-космической техники. Добиться этого в то время было практически невозможно - исключение делалось лишь инвалидам. Постановление правительства аргументировало такое положение дел предельно просто: бесплатное обучение обязывало возвращать долг Родине в рамках полученной профессии. Потому Московский и Казанский авиационные институты прислали Владимиру отказы. Сегодня получить второе образования за плату - дело обыденное. Были бы средства. Ва раньше о подобном излишестве не могло быть и речи.
Рачук пошел к цели нетрадиционным путем. Разумеется, трудоустроиться непосредственно в конструкторское бюро по работе с ракетными двигателями было нереально - на то оно и секретное предприятие. Чтобы быть ближе к создателям космической техники, Владимир определился в отдел капитального строительства Воронежского механического завода, расположенного на одной территории с предприятием, разрабатывающим ракетные двигатели (будущее КБХА). Это стало путевкой в мир космических технологий. Целеустремленный молодой человек приблизился к заветной мечте еще на один шаг - на руках был документ о принадлежности к оборонному предприятию, что позволило поступить сразу на 4-й курс факультета двигателей летательных аппаратов Воронежского политехнического института. Недостижимая, казалось бы, мечта становилась явью. Он с упоением изучал ракетные двигатели - теорию и конструирование. Учился Владимир легко и неистово - новое дело увлекало его все больше. Путь к победе был полон сложностей и испытаний. Первая сессия подарила радость открытия новых предметов и стала временем появления на свет первенца. Рождение сына умножило силы молодого отца. И хотя каждая свободная минута стала ценнее всего богатства мира, успевал он повсюду.
Буквально через год пришлось выдержать очередное серьезное испытание. Завершить учебу в институте разрешалось лишь тем, чья специальность была непосредственно связана с созданием ракетно-космической техники - только они допускались к изучению режимных дисциплин. Требование институтских преподавателей совпало с крупнейшим за годы существования предприятия сокращением специалистов всех звеньев: о переводе на подобную должность не могло быть и речи. Старший инженер В. Рачук буквально штурмует руководство с просьбой перевести его в цех, где собирались ракетные двигатели, простым слесарем-сборщиком. Получилось! Хотя знающие специфику работы кадровых органов советских времен подтвердят, что такое под силу далеко не каждому: дипломированному специалисту было непозволительно ходить в рабочей спецовке - ведь государство не зря тратилось на его обучение. Владимир вновь сумел отстоять свою правоту. Кто-то скажет: везение. Нет, трудолюбие и настойчивость.
Уже в следующем году в трудовой книжке Владимира появилась долгожданная запись о приеме на работу в заветную организацию, называвшуюся, казалось бы, просто: "Почтовый ящик 20". В то время так обозначались многие предприятия стратегического значения, работавшие на "оборонку". Сегодня это - Конструкторское бюро химавтоматики, куда 38 лет назад Владимира приняли на должность старшего техника-конструктора.
За очередным успехом пришла настоящая победа - его пригласили работать во вновь созданный конструкторский отдел по разработке ядерного ракетного двигателя, создание которого было поручено их предприятию в 1965 году. О подобном предложении Владимир мог только мечтать, но опытные коллеги давно уже подметили, что из этого инициативного энтузиаста выйдет толк. Главное условие - к работе приступить незамедлительно. Трудиться предстояло практически круглосуточно, но вовсе не это останавливало: подоспела пора защиты дипломного проекта, а для его подготовки было необходимо время. Пришлось на собственном опыте познать, что значит жить в мире космических скоростей. Об учебном отпуске Владимир был вынужден забыть. И снова он выдюжил: ему все удалось! Более того - через 2 года он успешно сдал экзамены и в аспирантуру Физико-энергетического института в Обнинске. Нет, этот человек не был баловнем Фортуны. Он просто умел и хотел работать, что и делал с азартом и вдохновением.
Судьба уготовила Владимиру Сергеевичу заниматься самыми новыми и перспективными разработками, которые по своим замыслам в те времена граничили с фантастикой. Получив второй диплом (инженера-механика - специалиста по ЖРД), он продолжил работу по разработке принципиально новой тематики - космических ядерных ракетных двигателей. В этом разделе науки лидерство принадлежало заокеанским ученым, что для советской космонавтики было равносильно поражению. Как известно, руководитель нашей страны призывал догнать и перегнать Америку. Потому коллектив предприятия, не жалея сил и времени, приступил к выполнению, по существу, стратегической задачи. Теперь уж точно 24 часов в сутки Владимиру не хватало, тем более что в семье появилась кроха-дочь.
Надежные тылы позволяли отдаваться любимой работе без остатка. Уже в 1968 году в Физико-энергетическом институте был проведен пуск полноразмерной модели реактора двигателя. В Загорске полным ходом испытывали остальные его элементы. Затем работы перешли на Семипалатинский полигон.
В конце 1970-х годов, когда работы по ядерному ракетному двигателю еще продолжались, советские ученые приступили к созданию первой отечественной многоразовой космической системы. КБХА было привлечено к созданию маршевого кислородно-водородного двигателя тягой 200 тонн ракеты-носителя, которая впоследствии получила название "Энергия". Это было принципиально новым заданием, так как воронежское предприятие раньше не занималось созданием кислородно-водородных двигателей, да и в СССР подобный опыт был совершенно невелик.
Сначала Владимир Сергеевич добился назначения в бригаду ведущего конструктора по созданию двигателя. В 1978 году стал техническим руководителем огневых испытаний с правами главного конструктора темы, а через 3 года был назначен главным конструктором. Он вел практически все вопросы - от научно-исследовательских разработок до строжайшего исполнения сроков отработки, организацию испытаний в Подмосковье, на Урале, в Байконуре, а также множество других хозяйственных и организационных вопросов: освоение сложнейшего двигателя, где многое делалось впервые в мире, происходило с привлечением огромного числа организаций и специалистов. Было нелегко, порой случались жесточайшие противостояния и споры. В этих условиях Владимир Сергеевич проявлял завидное терпение и спокойствие, умел направить работу в нужное русло. При этом он никогда не хитрил и не лукавил в своих докладах руководству, а честно рассказывал, что и почему не получается. Никто не слышал от него нелестных высказываний в адрес руководства или коллег. В быту он оставался мягким и добрым, а в отношении к работе и двигателю его позиция была предельно ясна: если было выработано решение, он становился жестким и упрямым в проведении его в жизнь. Оставаясь человеком глубоко интеллигентным, как руководитель он был строг и справедлив, принципиален и честен, шел только на научно оправданный и технически обоснованный компромисс. Это импонировало и его сторонникам, и противникам, избежать коих в научном мире невозможно.
В ноябре 1988 года, после запуска "Бурана", пришло окончательное признание успеха. Никто еще не знал, что эта грандиозная победа станет последним космическим достижением страны под названием СССР. В том, что проект "Энергия - Буран" стал лебединой песней угасающего государства, не было вины профессионалов. Рачук и его коллеги трудились на славу. Просто пришел период политического безвременья и застоя. Были прекращены работы и по ядерному ракетному двигателю. Очевидно, большинство оборонных программ стали не нужны руководству страны - объемы госзаказа практически свелись к нулю.
Именно в тот период предприятие оказалось в долговой яме. Высококвалифицированные работники в массовом порядке увольнялись - требовалось кормить семьи, а веры в будущее не было. Лишь немногие оказались готовы тянуть непосильную ношу: вести за собой коллектив, создавать новую высокотехнологичную продукцию. В этой сложной обстановке трудовой коллектив в 1993 году принял решение о проведении выборов нового руководителя предприятия. B.C. Рачук в числе 5 претендентов выдвинул свою программу выхода из кризиса. Волновался? Не без этого. Но верил в людей и в успех - в активе уже было немало славных дел. По итогам голосования Владимир Сергеевич получил более 80 процентов голосов, после чего и был утвержден в должности генерального конструктора - генерального директора. Доверие было оказано человеку, утвердившему себя реальными делами: под его руководством была решена главная задача - создание кислородно-водородного двигателя. Вклад ученого в этой области был оценен по достоинству не только специалистами и соратниками - годом раньше он стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации. Многотысячный коллектив не ошибся в выборе - этот неистовый человек сумел сделать невозможное: предприятие под руководством В.С. Рачука обрело второе дыхание, выстояло при жесткой конкуренции и заняло достойное место в строю российской «оборонки».
На предприятии ведутся разработки двигателей нового поколения. Напористость и дипломатический дар B.C. Рачука, его умение работать с партнерами и заказчиками обеспечили предприятию достойное место на космическом рынке - во всех новых разработках отечественных ракет-носителей используются двигатели КБХА. Несмотря на жесткие тиски рыночных отношений, активно идет создание первых в стране жидкостных ракетных двигателей без газогенератора, возобновлены работы по созданию ядерных ракетных двигателей, создаются газодинамические лазеры. Во время экономической нестабильности при полном отсутствии государственного финансирования за счет использования заработанных на конверсионных программах средств у КБХА появились собственные водородный стенд и водородный завод (ранее жидкий водород возили из Загорска).
Сегодня КБ кроме ракетных двигателей создает импортозаменяющее оборудование для нефтегазодобывающей, химической и металлургической отраслей промышленности. Специалистами предприятия созданы установки гидроразрыва нефтяных пластов, позволяющие буквально "оживить" истощенное месторождение. На подъеме находится производство семейства уникальных насосов, находящих широкое применение в промышленности.
Помимо административной деятельности Владимир Сергеевич немало времени уделяет научно-исследовательской работе. Он автор более 130 научных трудов, в том числе более 20 изобретений. Его кандидатская диссертация была посвящена проблемам создания ядерного ракетного двигателя, а докторская - разработке кислородно-водородного.
Достижение определенной стабильности в деятельности предприятия позволило выкраивать больше времени и для семейного отдыха. По-прежнему предпочтение отдается рыбалке с сыном и внуком. Правда, делать это удается не часто. А вот охоту этот мужественный человек не приемлет по своей сути. Со спортом он - на "ты", о чем свидетельствует отменная физическая форма. Гимнастика, бег, велосипед, байдарка - вот далеко не полный перечень его спортивных интересов. Не хватает, как обычно, только времени. Одно из любимейших занятий - чтение. Его любимые писатели - Бальзак, Стендаль, Куприн. Детское увлечение романами Дюма переросло в серьезный интерес к истории средневековой Франции. Интерес к истории сопровождает его всю жизнь. С юности Владимир Сергеевич глубоко изучает и анализирует историю России. В центре его внимания периоды времен Октябрьской революции, первых десятилетий СССР и второй мировой войны. Увлечение историей Советской России и Франции средних веков, а также французской и русской литературой не прошло бесследно: старшая дочь Нелли стала филологом и работает с иностранными студентами, а младшая Ольга учится на историческом факультете Воронежского университета. В холодной тьме океанских глубин вахту по охране интересов России несет его сын. Он командир атомного подводного крейсера "Верхотурье", оснащенного боевыми ракетами. Капитан 1 ранга Сергей Рачук не сомневается в надежности грозного оружия. Эта уверенность не случайна: двигатели ракет созданы на предприятии, где генеральным конструктором - генеральным директором является его отец. Сын пошел по стопам героического прадеда - настоящего русского моряка. В доме великое множество книг о море и ракетостроении. По сути, мужчины этого рода во все века стоят на страже интересов родной державы. Даже 7-летний Алешка - внук Владимира Сергеевича - тоже стал интересоваться ракетно-космической техникой. Впрочем, его пока тянет и море. Жизнь покажет, кем станет этот любознательный паренек. Одно ясно: нить поколений не прервалась - растет достойная смена.
Главной трудностью ставшего родным предприятия стало "вымывание" толковых мастеров, способных продолжить его традиции. В годы перестройки ушли те, кому было чуть за 30 - стало быть, специалистов среднего возраста в КБ практически не осталось. Способная молодежь есть, но ей пока недостает опыта, на приобретение которого требуются годы. Впрочем, для Владимира Сергеевича это не повод для пессимизма. Ритм современной жизни не позволяет расслабляться.
Заслуженный конструктор Российской Федерации, лауреат Государственной премии и премии Правительства РФ, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", профессор В.С. Рачук - созидатель и новатор. Он, как и прежде, не сидит сложа руки и четко знает, что ему предстоит делать дальше. Его рабочий график по часам расписан на много месяцев вперед. Без сомнений, этот талантливый человек покорит еще не одну вершину. Ему многое по силам. Он полон сил, идей и проектов. Рядом - толковая команда сподвижников. Есть желание двигаться вперед - а умения не занимать.